В последние годы разговор об эндаументах/фондах целевого капитала стал очень актуальным и обсуждается на самом высоком уровне. Основной целью создания эндаумента является обеспечение долгосрочного дополнительного финансирования некоммерческой организации, в частности — вуза, особенно программ, которые обеспечивают учебному заведению так называемую эксклюзивность. В отличие от периодических пожертвований партнеров и выпускников, платы за обучение, хоздоговоров, которые сокращаются в сложные времена, эндаумент даже на фоне не самой благоприятной экономики способен приносить ежегодно постоянный и независимый доход университету, чтобы не останавливать программы развития и не сокращать текущую деятельность. Эндаумент – это та самая подушка безопасности, которая может поддержать некоммерческую организацию в сложное время. В некоторых вузах их так и называют фонд развития университета. Наличие эндаумента признак сильной и устойчивой некоммерческой организации.
Пандемия внесла существенные коррективы в деятельность некоммерческих организаций. Обнажились такие проблемы, как ограниченное число партнеров, которые стремительно сокращают бюджеты; неумение работать с электронными инструментами фандрайзинга, массовым фандрайзингом; отсутствие выстроенных цифровых коммуникаций с текущими и потенциальными жертвователями и партнерами. В секторе некоммерческих организаций началась стремительная профессионализация функций фандрайзинга и коммуникаций. Все некоммерческие организации (не только вузы) претендуют примерно на одни и те же бюджеты компаний, и университеты рискуют пережить существенное снижение внебюджетного финансирования, если не смогут достойно конкурировать в этой сфере.
Данная программа «Эндаумент и внебюджетное финансирование в университете» направлена на повышение квалификации менеджмента университетов, проректоров по развитию, руководителей фондов целевого капитала и сотрудников, вовлеченных в фандрайзинговую деятельность, в области привлечения внебюджетных средств из разных источников на текущие нужны и программы развития университета, расширение грантовой и фандрайзинговой деятельности. С ведущими российскими экспертами-практиками будет подробно разобран процесс организации, создания и выстраивания эффективной работы эндаументов в российских университетах с учетом корректив, внесенных пандемией в фандрайзинговую деятельность некоммерческих организаций.
КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ: проректоры университетов, директора по развитию, руководители и сотрудники фондов целевого капитала, сотрудники АУП, отвечающие за работу с индустриальными и другими партнерами, руководители Ассоциаций выпускников..
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Познакомить с нормативной базой, ключевыми показателями эффективности, приоритетами Министерства науки и образования в отношении привлечения внебюджетных средств различными категориями университетов (5-100, опорные вузы, другие типы УВО).
- Сформировать комплекс теоретических знаний и практических навыков по учреждению, развитию и управлению фондом целевого капитала университета.
- Сформировать комплекс теоретических знаний и практических навыков в области регулярной фандрайзиновой деятельности.
- Актуализировать навыки привлечения внебюджетных средств с поправкой на текущую ситуацию: в условиях дистанта и сокращающихся бюджетов поддержки у партнеров.
- Развить у сотрудников навыки фандрайзинговой коммуникации.
- Познакомить с современными, в том числе цифровыми, инструментами и способами привлечения внебюджетного финансирования в эндаумент и на текущие программы.
- Дать понятие о правовых, юридических и финансовых аспектах разных способов привлечения внебюджетных средств в эндаумент и на текущие программы. Познакомить с законодательным регулированием.
- Сформировать понимание организационного обеспечения фандрайзинговой деятельности и функции фандрайзинга в университете: требования к сотрудникам, организационная рамка, ресурсы для фандрайзинга, цифровые продукты, формирование, роль и функции попечительского совета.
- Провести анализ эффективности системы привлечения внебюджетных средств в вузе. Найти новые направления развития.
- Изучить актуальные модели привлечения внебюджетных средств. Ознакомиться с лучшими практиками университетов.
- Усовершенствовать практики привлечения внебюджетных средств от выпускников для увеличения доли массового фандрайзинга на фоне сокращения бюджетов крупных доноров.
ЧТО ДАЕТ ПРОГРАММА:
- Изучение и практическое освоение современных моделей взаимодействия вуза с потенциальными группами доноров (крупные и средние компании, благотворительные фонды, грантовые программы, выпускники) в целях организации привлечения внебюджетных средств;
- Изучение современных инструментов фандрайзинга и типов фандрайзинговых мероприятий, как с ними работать и в каких ситуациях применять;
- Понимание того, что такое университетский фонд целевого капитала (эндаумент), зачем и как его учреждать, как им управлять и инвестировать средства, как пополнять, какие программы уместно финансировать из средств ФЦК, какие коллегиальные и управляющие органы необходимы для управления ФЦК и по какому принципу их формировать;
- Понимание, как выстроить функцию привлечения разных типов внебюджетных средств в университете: организационная рамка, соответствие стратегии развития вуза, требования к сотрудникам, формулирование ключевых показателей эффективности, отчетность.
- Анализ распространенных ошибок, допускаемых в привлечении внебюджетного финансирования, и корректировку собственного плана действий;
- Практическое освоение написания заявок на гранты и проектов поддержки. Анализ основных ошибок;
- Изучение законодательного регулирования в отношении ФЦК и других типов внебюджетных средств;
- Понимание роли коммуникаций в фандрайзинге и того, как должна быть выстроена функция коммуникаций с разными типами «доноров» для увеличения внебюджетного финансирования.
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ БУДУТ РАССМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:
- Стратегические и организационные вопросы управления фандрайзинговой деятельностью.
- Формирование и управление эндаументом.
- Построение отношений с крупными донорами.
- Массовый фандрайзинг. Выпускники. Технологии.
- Формирование портфеля проектов. Как правильно составить описание/ заявку.
- Организация фандрайзинговых мероприятий.
- Организация функции фандрайзинга в университете. Юридические и правовые аспекты
- 13 ошибок фандрайзера
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАСТНИКИ:
- Составят представление о фонде целевого капитала и о том, как сделать его эффективным и постоянно пополняемым инструментом для вуза
- Ознакомятся с лучшими практиками привлечения внебюджетного финансирования.
- Усовершенствуют свои подходы и приемы в привлечении внебюджетного финансирования.
- Попрактикуются в написании убедительных текстов заявок и описании программ поддержки.
- Ознакомятся с системой коммуникаций и автоматизации процесса фандрайзинга.
- Расширят список потенциальных партнеров и придумают, как можно усовершенствовать деятельность с текущими партнерами.
- Будут знать и уметь привлекать внебюджетные средства от выпускников, поймут, как сделать этот процесс постоянным и массовым.
- Познакомятся с основными ошибками, чтобы не повторять их в собственной практике.
- Будут осведомлены об устройстве законодательства в области сбора пожертвований и грантов, о типах договоров, отчетности и других требованиях, которые часто выясняются только в ходе проверок.
ФОРМАТ: онлайн обучение (с использованием системы lms). Обучение происходит в виде тренинга, используются элементы семинара, взаимной оценки, основной акцент сделан на практическую самостоятельную работу и разбор результатов самостоятельной работы на общих вебинарах.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 72 академических часа.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 4 недели: 2 асинхронных онлайн-лекции по 2 ак.ч и 1 синхронному вебинару 2-3 ак.ч в неделю. Итоговое тестирование. На лекции, вебинары и самостоятельную работу потребуется около 18 часов в неделю.
В самостоятельную работу входит:
- Изучение литературы и последних исследований
- Разработка практических заданий (шаблоны высылаются)
Регистрация по ссылке: https://ntf.ru/content/910